МПС РКТР - Профсоюз работников кино

+7(916)2050034

Актеры и технические работники кино выйдут на акцию, требуя справедливого распределения гонораров

Актеры и технические работники кино выйдут на акцию, требуя справедливого распределения гонораров

Актеры, каскадеры и другие технические работники киноиндустрии планируют провести в конце мая акцию в стиле брехтовского площадного театра с целью привлечь внимание к распределению гонораров и социальной защите сотрудников кинематографического цеха, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на одного из организаторов акции, председателя Независимого профсоюза актеров театра и кино Дениса Кириса.

«В 20-х числах мая мы собираемся повести на одной из площадей Москвы не митинг, но творческую акцию в стиле брехтовского площадного театра с целью привлечь внимание к справедливому распределению гонораров, а также к социальным проблемам сотрудников кинематографического цеха. Это касается не только актеров, но всех, кто участвует в процессе создания кино: каскадеров, гримеров, осветителей и других технических работников — всех, кто остается за кадром», — рассказал Кирис.

По его словам, прибыль от картины должна делиться между всеми создателями фильма.

«Создавая свой образ на экране, артист тоже имеет право на какие-то роялти. В Голливуде и в Европе, если актер попал в титры, он хоть копейку, но получает. Пекинская конвенция (Пекинский договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)) гласит — либо справедливый гонорар, либо какой-то процент от успешного проката», — продолжил Кирис.

По его словам, российские продюсеры, которым принадлежит вся прибыль от проката, договариваться не хотят, апеллируя к своим рискам и внушительным гонорарам, которые получает незначительный процент медийных актеров.

«Но продюсеры от бюджетных средств не отказываются, тогда почему бы из этих денег не сформировать какой-то негосударственный пенсионный фонд, не обеспечить социальную защиту кинематографистам», — добавил Кирис.

Организаторы акции намерены потребовать ратификации ВОИС по аудиовизуальным исполнениям и внесения в Трудовой кодекс поправок, регулирующих охрану труда кинематографистов.

Подробнее: https://www.newsru.com/cinema/14may2015/brechtprotest.html

«Нет рабству на съемочной площадке!»

В Гайд-парке рядом с Крымским мостом работники кино вышли на митинг против произвола продюсеров

Поделиться:

Комментарии: comments4
«Мы трудимся, а не оказываем услуги!», «Нет раству на съемочной площадке» - такими были лозунги атеров, монтажеров, осветителей и других работников киноиндустрии«Мы трудимся, а не оказываем услуги!», «Нет раству на съемочной площадке» — такими были лозунги атеров, монтажеров, осветителей и других работников киноиндустрииФото: Михаил ФРОЛОВ
Изменить размер текста:

«Мы трудимся, а не оказываем услуги!», «Нет рабству на съемочной площадке» — такими были лозунги актеров, монтажеров, осветителей и других работников киноиндустрии, собравшихся на митинг. Надо признаться, народу собралось немного. Популярных актеров не было вообще, вероятно, они своими гонорарами довольны. Шальным весенним ветром на митинг занесло актера Артура Смольянинова, но он явно чувствовал себя лишним, стоял в стороне и взирал на своих коллег по цеху как на городских чудиков. Чего добивались забастовщики?

— Мы хотим, чтобы прибыль от проката делилась между всеми создателями фильма, а не доставалась только продюсерам, — объяснил общую задачу председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис. — Мы требуем роялти, прокатные отчисления за то, что фильмы с нашим участием показывают по телевидению. Такие отчисления, например, получают композиторы.

На Западе, если фамилия артиста есть в титрах, он пожизненно получает выплаты от проката фильма. Поэтому многие американские актеры, соглашаются на меньший гонорар ради доходов от проката. Там очень подробные и серьезные контракты, в которых прописано все. Например, если артиста позвали на серьезную роль, но потом по каким-то причинам ему отказали, он получит компенсацию.

— Но подобные контракты заключают только звезды…

— Не только. В Америке, как и у нас мега-звед, не так уж много. Зато актеров, которые входят в профсоюз, более 200 тысяч. Из них только 15% постоянно снимаются, остальные в основном — разносят пиццу и моют машины. Но даже они получают отчисления от проката, если когда-то снимались в кино и подписывали договор.

У нас совсем другая история. Когда в нищете умирает очередная знаменитость, мы сокрушаемся и горюем, но ничего не делаем, чтобы ситуацию изменить. Примеров масса. Умер в забвении, буквально голодал великий комедийный актер Сергей Филиппов. Почти так же доживал не менее популярный Георгий Вицин. А сколько фильмов с их участием до сих пор показывают по телевидению! Как сказал Олег Басилашвили, мы только любуемся собой с экранов вместо того, чтобы получать за прокат отчисления. Когда-то эту проблему пытался поднять Олег Янковский. Актеры его уровня на западе — долларовые миллионеры. А у нас….

— Но многие актеры получают сегодня очень приличные гонорары. Они готовы сниматься бесплатно, а вместо гонораров получать прибыль от проката, если эта прибыль, конечно, будет?

— Именно так говорят продюсеры. Но тогда и они пускай не пасутся на госбюджете, а ищут инвесторов, как принято в цивилизованном мире. Но если вы тратите на съемки фильма государственные деньги, тогда берите и социальные обязательства. При советской системе Госкино платило штатным артистам зарплату, когда у них были простои. Эта зарплата составляла 75% от их киноставки. На эти деньги можно было жить. А сегодня целая армия актеров месяцами сидит без работы и без денег.

Шальным весенним ветром на митинг занесло актера Артура Смольянинова, но он явно чувствовал себя лишним Фото: Михаил ФРОЛОВ

Шальным весенним ветром на митинг занесло актера Артура Смольянинова, но он явно чувствовал себя лишнимФото: МИХАИЛ ФРОЛОВ

А В ЭТО ВРЕМЯ

Герой фильма «Брестская крепость»: У меня есть только телевизор, ноутбук и сахарный диабет

Впервые российский актер просит материальной помощи у Президента страны.

Недавно актер Михаил Павлик (он снимался в фильма «Брестская крепость», «Скажи, Лео», «Интерны» — ред.), словно крик души, написал письмо Предиденту. Вот фрагмент этого письма: «На моем счету около 60 ролей в кино. Вы точно видели меня в фильме «Брестская крепость», я играл героического лейтенанта НКВД. Я два года как женат. Семья есть! Нету только работы, средств к существованию, своего жилья, возможности родить детишек тоже нет. Мои гонорары и раньше были невелики, но сейчас, просто нет работы, нет съемок, в театр не устроиться! Я не боюсь никакого труда, но мне не справиться. Да и жену любимую нужно обеспечивать, давно пора о детях подумать, а какие могут быть дети, когда из собственного имущества в 37 лет у меня только: телевизор, ноутбук и сахарный диабет. Сейчас кризис, в том числе в кинематографе, ситуация такая, что я всем должен, есть нечего, а о том, чтобы купить что-либо даже не идет и речи. Не вижу никакого выхода. Прошу прощения за свое нахальство, но ситуация и правда для меня отчаянная. Прошу материальной помощи».

В гильдии актеров кино России сказали, что на их памяти это первый случай, когда отчаявшийся актер взывает о помощи к Президенту страны. Наивно и трогательно.

Мы позвонили отчаявшемуся актеру. И выслушали его исповедь.

— Мне уже 37 лет. Я готов и улицы мести, и подъезды убирать, но я хочу заниматься своей профессией, которую люблю. Наше кино перестало быть режиссерским, оно — продюсерское. Продюсеры тасуют одну и ту же обойму актеров, не хотят искать новые лица, снимают только медийных. А так называемая медийность — это вопрос удачи и случая. Наши продюсеры, в отличие от западных, не хотят тратиться на кастинг, на тщательный отбор исполнителей. У нас есть много ребят, молодых и талантливых, которые не могу себя грамотно продать.

— Сколько, примерно, зарабатывает актер вашего уровня и амплуа в сериалах?

— Примерно от 1200 рублей за рабочую смену. В большом кино бывает и до 25 тысяч. Если снимаешься несколько дней подряд по этой ставке, получается вроде бы немало. Но это не постоянный заработок. Обычно актеры сидят месяцами без работы, выплачивают кредиты, отдают деньги за съемное жилье и завидуют работягам, который каждый день ходит на работу и получает стабильную зарплату.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

— Проблема актерской невостребованности была всегда, — считает президент гильдии актеров кино России Валерия Гущина. — Известный советский актер Геннадий Корольков был вынужден работать гардеробщиком в театре. Занимался частным извозом великий Владислав Дворжецкий. Чтобы прокормить семью, работал на стройке Владимир Ивашов. Его жена Светлана Светличная мыла полы в подъезде и убирала чужие квартиры. Ирина Малышева стала риэлтером. Это — актеры, имена которых на слуху, а что говорить о большинстве, еще более неустроенных? Сегодня проблема актерской невостребованности резко помолодела. Современные лицедеи, в отличие от коллег старшего поколения, не готовы идти в гардеробщики и работать на стройке. По-моему, они вообще не готовы сопротивляться проблемам. Но в таком случае творческие вузы должны понимать: так много актеров не нужно и заниматься планированием своих выпускников.

— Я вообще не понимаю, ради чего собрался актерский митинг, — говорит первый заместитель Председателя Союза кинематографистов Олег Иванов. — Когда заключают договоры с продюсерами, они добровольно отторгают свои права. Я очень сомневаюсь, что найдутся актеры, готовые работать бесплатно, а вместо гонораров получать процент от проката. Продюсер не может подарить всем желающим эти права, иначе он не вернет вложенные деньги. Когда же наши актеры жалуются, что продюсеры им не платят, у меня возникает вопрос: почему они обращаются в суд? Если был честный нормальный контракт, проблем в суде не будет. Возникают проблемы только у тех, кто не заключал договор, рассчитывая на левые заработки.

Актеры через Госдуму хотят добиться начисления роялти

Актеры через Госдуму хотят добиться начисления роялти

Сейчас режиссеры и актеры не получают никаких выплат от проката их работ
13 ноября 2017, 09:51
211

Поддержать законопроект о денежных отчислениях артистам и режиссерам от показов созданных ими фильмов  — с такой просьбой к председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину и лидерам парламентских фракций обратился актер Евгений Миронов. По его словам, в ближайшее время  в парламент поступит пакет поправок к соответствующим статьям Гражданского кодекса.

Действующие нормы законодательства относительно отчислений  роялти творческим работникам кинематографа Миронов назвал позорными. Он напомнил, что по ним режиссеры и актеры не получают никаких выплат ни от кинотеатрального проката их работ, ни от демонстрации их в телеэфире. Актер отдельно подчеркнул важность защиты авторских прав режиссеров и артистов кино, сославшись на международную практику и недавнее думское законотворчество.

«Татьяна Лиознова, создатель культовых «Семнадцать мгновений весны», которые мы все знаем наизусть, в старости какое-то время вынуждена была жить в нищете. Я считаю, это позор, такого быть не должно», — цитирует слова Евгения Миронова издание Daily Storm.
Прокомментировать инициативу Миронова «Солидарность» попросила председателя Независимого профсоюза актеров театра и кино Дениса Кириса.

— В мировой киноиндустрии существуют четкие правила, касающиеся такого сложного объекта права, как аудиовизуальное произведение, и его оплаты. В России с роялти дела обстоят очень плохо. Отраслевые профсоюзы со своей стороны неоднократно пытались добиться того, чтобы наши актеры получили полноценные права по защите своей интеллектуальной собственности. Но продюсерское лобби, в данном случае, очень сильно. Оно и понятно, ведь речь идет о перераспределении их доходов.  В то же время у актеров  и других творческих работников не получается в достаточной степени объединиться, чтобы совместно дать отпор «денежным мешкам» от киноиндустрии. Полагаю, что пока в товарищах согласья нет, ничего не изменится, — пояснил профлидер.

Ранее Кирис подробно рассказал «Солидарности» о фактическом бесправии российских актеров в рамках съемочного процесса. По его словам, на сегодня в России не только нет системы роялти для большинства работников киноиндустрии, но и практически не оформляются трудовые отношения с актерами. Абсолютному большинству из них приходится работать на гражданско-правовых договорах, не гарантирующих стабильный режим работы и отдыха, не предусматривающих эффективные меры по охране труда и так далее.

Фото: Николай Федоров\ «Солидарность»

Госдума защитит авторские права актеров
В подготовке закона о роялти для киношников участвует Евгений Миронов

Госдума защитит авторские права актеров

В подготовке закона о роялти для киношников участвует Евгений Миронов

Актер Евгений Миронов обратился к председателю Государственной думы Вячеславу Володину и лидерам парламентских фракций с просьбой поддержать законопроект о денежных отчислениях артистам и режиссерам от показов созданных ими фильмов. Он сказал, что пакет поправок к соответствующим статьям Гражданского кодекса будет внесен на рассмотрение депутатами уже скоро.

«Просьбу от всего актерского цеха» актер озвучил на заседании думского «киноклуба». На синефильский парламентский кружок он пришел вместе с режиссером Владимиром Хотиненко презентовать сериал «Демон революции», в котором Миронов исполнил роль Владимира Ленина.

В своей эмоциональной речи актер назвал позорными действующие нормы гражданского законодательства. По ним режиссеры и актеры не получают никаких выплат ни от кинотеатрального проката их работ, ни от демонстраци их в телеэфире. «Татьяна Лиознова, создатель культовых «Семнадцать мгновений весны», которые мы все знаем наизусть, в старости какое-то время вынуждена была жить в нищете. Я считаю, это позор, такого быть не должно», — агитировал Миронов депутатов. Он отдельно подчеркнул важность защиты авторских прав и режиссеров, и артистов кино, сославшись на международную практику и недавнее думское законотворчество.

Миронов вспомнил мартовские поправки в Гражданский кодекс, которые среди прочего закрепили за театральными режиссерами-постановщиками статус авторов с правом на процент от всех доходов, полученных от показа их произведения. А это и сборы театральных касс, и выплаты телеканалов за право трансляции постановок в записи. Статус авторов с правом на вознаграждение еще в ходе чтений предлагали распространить и на актеров, занятых в постановках. И вот вслед за театром спрведливости потребовало кино.

Председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин подтвердил «Шторму» факт разработки законопроекта, так эмоционально анонсированного Мироновым. По его словам, для подготовки поправок в часть 4 ГК РФ, регулирующую авторские права, создана рабочая группа. В нее вошли специалисты по авторскому праву и кинематографисты, включая самого Миронова. Слова Миронова Говорухин опроверг лишь в одном — актер немного погорячился, сказав, что проект можно будет внести уже «скоро». «Создание законопроекта — всегда дело небыстрое, а этот документ пока еще на ранней стадии разработки — скажем, предварительной подготовки». Сам Говорухин в рабочую группу не входит, поэтому он затруднился назвать даже примерную дату готовности проекта, равно как и сформулировать сущность предлагаемых поправок. Назвать главных инициаторов проекта Говорухин также отказался, обтекаемо назвав их «группой артистов и режиссеров».

undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

Вопросу авторских отчислений актерам и режиссерам кино столько же лет, сколько действующему Гражданскому кодексу. С упразднением советского авторского права в прошлое отошла и модель «социалистических роялти», гарантировавшая творцам стабильный доход на долгие годы. Новое законодательство процентов от проката актерам и режиссерам не обещало, оставив за ними лишь разовые гонорары. Обязательства советского государства по вознаграждению авторов за каждое использование их произведений Российская Федерация брать не стала, посчитав их неподъемными. На смену старой системе так и не пришло ничего нового.

Авторские права создателей «аудиовизуального произведения» регулируются статьей 1263 ГК РФ. В ней сказано, что исключительные права на картину или телефильм в целом, как и все доходы от их использования, принадлежат одному человеку — «изготовителю», то есть продюсеру. Режиссер, сценарист и композитор, сочинивший оригинальный саундтрек, признаются «авторами». По факту это значит лишь то, что это конкретное произведение создали эти самые люди по своему разумению. Актеров часть 4 ГК относит к категории «исполнителей», то есть они лишь участвуют в создании произведения, воплощая замысел других лиц.

Из всех участников кинопроизводства право на проценты с показов имеет только композитор. Чем он лучше остальных, с наскоку не поймет и подготовленный цивилист. По некоторым сведениям, наши законодатели уступили хорошо организованному и активному композиторскому лобби. Другие источники утверждают, что авторы кодекса сдули этот пункт у французских коллег, а они композиторов выделяли как авторов самостоятельного произведения, хоть и написанного для фильма, но полноценного.

Даже с композиторскими роялти все не так гладко. Нарекания вызывает реализация нормы, в частности, работа по сбору причитающихся процентов. Функции коллектора и распределителя композиторских денег по ст. 1263 возложило на себя созданное в 1994 году РАО — Российское авторское общество. В некоторые годы оно раздавало вдвое меньше средств, чем успевало собирать. Многие композиторы спустя годы с удивлением узнавали о причитавшихся им процентах: денег этих они не видели. При Мединском доля отчислений авторам музыки снизилась с 3% в редакции ГК 1993 года до 1%.

От отсутствия роялти страдают все создатели аудиовизуальных произведений, сильнее прочих — упомянутые Мироновым киноветераны, а также мультипликаторы. Последние после распада Советского Союза надолго лишились самой финансовой возможности работать. Только с восстановлением прокатного рынка и инфраструктуры в начале нулевых российская анимация смогла начать зарабатывать на полнометражных лентах (под которые все равно надо искать инвестиции). Короткометражной анимации с ее зависимостью от телевидения пришлось еще труднее. В последние годы ситуация отчасти выправилась за счет мультсериалов, срочных подрядов и использования студиями новых схем изыскания средств. Однако об авторских отчислениях речь по-прежнему не идет.

undefined
Фото: © Агентство Москва/Киселев Сергей

Вопрос о несправедливости гражданско-правовой нормы и ее исправлении поднимается регулярно. Первым о необходимости что-то сделать со ст. 1263 заговорил вскоре после ее вступления в силу ныне покойный глава Гильдии киноактеров России Евгений Жариков. В последний раз проблема авторских отчислений обсуждалась на уровне замминистра культуры в 2014 году, когда Россия готовилась присоединиться к Пекинскому договору об аудиовизуальных исполнениях. Документ этот призван изменить статус исполнителей, наделив их авторскими правами и правом на вознаграждение от использования произведения. Россия тогда подписала договор, но он вступит в силу, когда к нему присоединятся 30 государств. Сейчас их только 11. Тогда же на волне обсуждений международных соглашений российские сценаристы попробовали заикнуться о том, что им, как и композиторам, роялти совсем бы не помешало. Конец, как говорится, немного предсказуем.

Борьба со статьей 1263 стала практически делом жизни для члена Общественной палаты, председателя Независимого профсоюза актеров театра и кино Дениса Кириса — о ней он говорит, как Катон о разрушении Карфагена, так же часто и с таким же накалом эмоций. В своем выступлении в Думе Миронов, сам того не зная, во многом воспроизвел именно его риторические приемы (даже образ пожилого кинематографиста, загибающегося в нищете).

По словам Кириса, попытки изменить статью 1263 раз за разом терпели фиаско не из-за недостаточно убедительных доводов и даже не из-за несовершенства регулирующей проблему нормативной базы. Главная причина — в мощном противодействии продюсерского сообщества, крайне сплоченного и влиятельного. Их аргументация часто справедлива. Ведь для продюсера доход от проката — это и есть финансовый результат предприятия. В российских условиях он и так непредсказуем и нестабилен. А ведь в этой куче золотых мерцают и дивиденды инвесторов, которые надо отдавать, и капитал для следующего проекта.

Кирис рад, что Миронов поднял тему авторских отчислений, но он не слишком верит в то, что попытка Евгения изменить законодательство окажется успешнее предыдущих. «Эффективно противопоставить продюсерскому лобби, традиционно сильному в Министерстве, можно только коллективные усилия работников кино по защите прав, а не политические заявления», — уверен он. В качестве успешного примера работы профсоюзов он приводит голливудскую индустрию: гильдии киноработников США десятилетиями боролись со студиями за свои интересы и сумели в итоге выстроить эффективную систему сдержек и противовесов, которая работает как часы: «Даже если роялти — считанные центы за пару секунд экранного времени, эти отчисления обязательно попадут на нужный счет».

Тем не менее профсоюза, хоть немного напоминавшего бы по влиянию Гильдию киноактеров США, в России вообще нет ни в одной области. А вот шансы «поправок Миронова» можно оценить как высокие, коль скоро артист заговорил о нем в присутствии Вячеслава Володина. Вероятно, идея эта уже как минимум получила поддержку председателя Госдумы: дружба актера и спикера российского парламента — факт широко известный.